Автор: M. Bruk | ||
28.09.2012 15:20 | ||
Еврейские концепции, лежащие за нашими праздниками - многослойны и раскрывают нам новые горизонты самопонима Один из самых насыщенных смыслами праздников в нашем календаре - Суккот, который входит сразу в два "блока" праздников. С одной стороны - это один из трех праздников "Шалош Регалим" - Песах, Шавуот и Суккот - в которые евреи приходили на паломничество в Храм. С другой стороны - Суккот и Симхат Тора являются второй частью из четырех "осенних праздников", которые начинаются с "серьезных" Дней Суда и раскаяния и переходят в Дни радости. Из трех праздников Паломничества - Песах и Шавуот имеют историческую привязку к конкретным датам - Выхода из Египта и Дарования Торы. Суккот - связывают в-целом с 40 годами "бездомного" странствия по Пустыне, но сама дата Суккота - не имеет конкретной исторической привязки и мудрецы "перепривязали" дату Суккота,соединив одновременно и с Днями Суда и с периодом после Сбора Урожая. Психология и мистика В концепции сидения в сукке (шалаше) парадоксально сочетаются несколько идей. С одной стороны - мы выходим (из уютного дома), с другой стороны - мы входим в Дом Б-га, который одновременно связывает нас и с духовными "Небесами" и с материальной природой. У евреев в традиции не так много привязок к природе. Если большинство народов, стремясь сохранить "архаичные" корни - наполняют традицию природными действиями (вне дома), евреи - подчеркивают "надприродность" и поэтому большинство наших традиций связаны или с синагогой или с домом - с "помещениями". И, контрастируя с доминирующей тенденцией"домашнести" в еврейской традиции - мы в Суккот выходим и уютных домов на "свежий воздух" природы. Но с другой стороны, это не пикник под открытым небом. Мы создаем необычное пространство, соединяя и природность "свежего воздуха" и замкнутость с помощью стен и крыши сукки. Рассмотрим психологические и мистические аспекты этой идеи. На уровне визуальных ощущений - сукка составляет для нас замкнутое пространство, так как стены отделяют нас от внешнего мира. Сидя внутри сукки, мы чувствуем свою отделенность от того, что происходит за стенами. Но с другой стороны, тонкие стены и крыша с просветами - дают нам ощущение связи с внешним миром. То есть мы одновременно и отделены и связаны. Кстати, для многих русскоязычных евреев - сукка напоминает палаточный опыт походов из нашей молодости. И это - очень ценное воспоминание, так как наши походы частично были связаны с желанием "оторваться" от официоза общественной культуры "Совка" и этот "воздух свободы" - роднит и палатку и Сукку. О какой свободе идет речь? В еврейском контексте - Дом имеет два противоположных смысловых аспекта. С одной стороны, дом - это (позитивная) интимность наших внутрисемейных духовных переживаний. Но с другой стороны, в негативном смысле дом символизирует "крепость" нашего эго. Это конгломерат привычек, инертности, желание спрятаться от духовности, своего рода панцирь. Каждый из нас должен периодически пересматривать "коллекцию" своих блоков и панцирей и избавляться от тех, которые мешают нашему духовному росту. И одна из ключевых идей Суккота - это выход из своих привычных рамок, уход от своих инертных блоков - выход на свободу. Но - в данном случае - мы выходим из дома (эго) - не на простор - а в "другой Дом" - в Дом Б-га, который при этом связан с природой. И сидя в Сукке, мы парадоксально ощущаем свою связь и с природой и с Б-гом, который является Хозяином Природы. И здесь мы видим гениальность "авторов" и "разработчиков" традиций Суккота. Они смогли создать такую форму (в виде сукки), которая будет сочетать и открытость природе и замкнутость "Б-жественной капсулы". Мы уходим от "панциря" эго и входим в "капсулу" Б-га, которая при этом создает для нас связь с природой. Мудрецы дают нам еще одну интересную параллель. Есть две заповеди, в которые мы "погружаемся всем телом". Это миква - бассейн, в который окунается человек и сукка - в которой мы сидим. Но в микве невозможно долго "усидеть", так как подводная стихия - не является для нас естественной. А в сукке мы можем находиться хоть круглосуточно и если мысможем при этом сохранить ощущение погруженности в мир святости - значит мы смогли соединить два аспекта праздника - святость и радость, чего мы желаем нашим уважаемым читателям. Tags:
|