2012-10-18 18:57:15
Слово «ментальность» только в последнее десятилетие прочно вошло в
социально-политический лексикон. Поэтому в словарях, которые мы привезли с собой, это слово не помещено. Попытаемся раскрыть смысл этого термина на основе учения иудаизма о душе.
Согласно учению иудаизма, человеческая душа – это цельная, неделимая и многоликая сущность, уникальная и неповторимая в том, что касается её особенностей. Душа как объект Творения представляет собой результат воздействия разнообразных сочетаний и комбинаций из 11 «сфирот» - атрибутов Б-жественного излучения. Так же, как и душа человека, её непостижимая сущность открывается другим лишь опосредовано, проявляя себя с помощью таких факторов, как разум и эмоции, так и сокровенная сущность Б-га, называемая «Эйн-Соф», проявляется в его Творениях через Б-жественное излучение – систему «сфирот», которая позволяет нам познать Б-га -Творца.
Система «сфирот» через свои наименования, отражающие интеллектуальные и эмоциональные особенности психики человека и его соматические данные, отображает различные варианты нравственно-психического статуса человека. С развитием генетики в учение о душе еврейские ученые внесли коррективы, согласно которым часть души человека определяется наследственным фактором, а другая часть – Б-жественного происхождения, закладываемая Б-гом в тело человека в момент рождения.
Современная наука доказала, что в окрестности дня рождения Солнечно-
Космическая активность влияет на формирования структур мозга. Таким образом, концепция формирования души человека, развитая в учении иудаизма о душе, и современная научная концепция полностью совпадают, за исключением источника излучения. Это позволяет нам на научном уровне рассматривать суть термина «ментальность», имеющего психологический смысл, на базе учения иудаизма, без привлечения научных терминов, на понятном простом языке.
Согласно учению иудаизма, душа в теле может изменяться относительно
первичного состояния, достигая в процессе жизни человека более высоких уровней.
Первая, низшая стадия человеческой души, называется «нефэш» или «животной» душой. Она входит в тело человека в момент его рождения и дает ему жизненную энергию, благодаря которой человек существует и продолжает свой род.
Следующий уровень души – «руах», пробуждается в человеке лишь тогда, когда ему удается путем обучения и воспитания возвыситься над своей чисто
животной сущностью.
Третий, важнейший уровень души – «нешама», достигается человеком тогда, когда он занимается Торой и выполнением заповедей. «Нешама» раскрывает
высшие способности восприятия человека.
Это учение о трёх уровнях души соответствует современным представлениям о структурах психики человека. Так, уровень «нефэш»
соответствует первой, «подсознательной» психической структуре. Достигнутый в процессе воспитания и обучения уровень «руах» соответствует второй, «сознательной» психической структуре. И, наконец, при оптимальном варианте социально-общественных институций в государстве, под влиянием общественного сознания – третьей «психической» структуры, душа может достигнуть уровня «нешама». Эта градация, в терминах психоанализа З. Фрейда, соответствует уровням «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Отсюда следует, что национальная ментальность формируется под влиянием общественного сознания, которое накладывается на особенности национального характера. Т.е., если этническая группа проживает в некоторой стране, то на её национальный характер, определяемый традициями, обычаями, привычками и т.п. своей страны, накладываются традиции, обычаи и привычки страны проживания. И в ходе такого наложения и формируется национальная ментальность.
Можно рассматривать три сферы человеческой общественной деятельности, в которых происходит формирование ментальности – национально-политической, национально-религиозной и социально-экономической. В этих трёх сферах мы и рассмотрим особенности еврейской ментальности в период существования еврейской государственности и её особенности в период галута, и выявим существующие между ними противоречия, которые особенно оказывают отрицательное воздействие на жизнь еврейского народа в период возрождённого независимого еврейского Государства Израиля.
История еврейского народа является уникальной в том смысле, что после длительного существования еврейской государственности, начиная с эпохи Объединенного Израильского Царства ( 1025 г. до н.э. ) и до поражения восстания иудеев против римлян под руководством Бар-Кохбы ( 135 г. н.э. ), т.е., около 12-ти столетий, наступил более длительный период жизни в галуте ( около 2-х тысячелетий ) – в изгнании, рассеянии, обусловленном потерей евреями своей государственности.
Изгнание, рассеяние ( «галут» - на иврите, «диаспора» - на греческом ) – это одна из уникальных особенностей существования еврейского народа, особенно в
эллинистический период, когда вследствие ассимиляции исчезали многие народы.
Грандиозные масштабы еврейского рассеяния не имеют исторических прецедентов.
Об этом свидетельствуют многочисленные исторические данные. Но мы для
доказательства этого факта приведем не сухие исторические данные, а рассуждения великого русского писателя И. Куприна из его повести «Жидовка».
Итак, И. Куприн писал:
« Удивительный, непостижимый еврейский народ, - что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, историческим бредом, далекой сказкой.
А этот таинственный народ, бывший уже патриархом в дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил
священный язык своих вдохновенных книг, сохранил свою мистическую азбуку, от
самого начертания которой веет тысячелетней давностью.
Что перенес он в дни своей юности? С кем торговал и заключал союзы, с кем воевал? Нигде не осталось и следа от его загадочных врагов, от этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов. А он, гибкий и бессмертный, живёт, точно выполняя чьё-то сверхъестественное предопределение. Его история проникнута трагическим ужасом и залита собственной кровью. Столетия пленений, насилие, ненависть, рабство, пытки, костры из человеческого мяса, изгнания и бесправие…Как мог он остаться в живых?»
Эти слова классика русской литературы особенно актуальны в наши дни, когда планируемые недальновидными политиками следующий этап отступления, называемый «односторонним размежеванием», якобы необходимым «для поддержания еврейского большинства в государстве», перейдёт «красную черту», за которой начнется необратимый процесс разрушения третьего независимого еврейского государства!
Но…Евреи выжили в рассеянии, несмотря на исключительно тяжёлые национально-социальные условия. Каковы же были причины интенсивного роста диаспоры, как географии стран рассеяния, так и численности еврейского населения в диаспоре? В еврейской истории рассматриваются как социально-исторические причины, так и религиозные. Можно отметить следующие основные социально-исторические причины.
1. Изгнание евреев из Эрец-Исраэль завоевателями.
2. Социально-политические причины, связанные с завоеваниями, и
религиозные притеснения.
3. Перспективы экономического расцвета в других странах на фоне обнищания Эрец-Исраэль, которые играли немаловажную роль.
3. Развитие прозелитизма, зародившегося в период 2-го Храма и
достигшего апогея в Римской империи в 1-ом в. н.э.
Нельзя согласиться с парадоксальной точкой зрения известного
израильского писателя и общественного деятеля А. Б. Иошуа, что «…диаспора не была навязана евреям другими народами, а являлась их личным выбором.» ( «Сионистская революция: есть ли у неё продолжение?» Журнал «Nota Bene». № 6. Декабрь 2004. Иерусалим, стр. 166. ) Его вывод, что «…римляне не изгоняли евреев из Израиля...» противоречит историческим данным. Достаточно сказать, что после жестокого подавления римлянами последнего восстания еврейского народа под руководством Бар-Кохбы в 135 г. н.э., около 2-х млн. евреев погибло, бежало и было изгнано из Эрец-Исраэль. Разве это «личный выбор»? А изгнание 10-ти израильских колен Ассирией в 720 г. до н.э. в рабство –это «личный выбор»? А изгнание иудеев –«Вавилонское пленение» в 586 г. до н.э. –это «личный выбор»? И только миграция евреев в средние века уже была не результатом изгнания из Эрец-Исраэль, а определялась арабскими завоевателями.
Другое дело, что изгнанники продолжали жить своей национальной общиной, сохраняя обычаи и традиции своих отцов. Поэтому именно период с 586 г. до н.э. считается историческим началом еврейской диаспоры или рассеяния, галута, т.е., наличия еврейских общин, сохраняющих свой национальный облик и культурное наследие за границей. Естественно, что в новых условиях жизни среди
других народов возникали с течением времени и новые обычаи и традиции. Это и определило особенности еврейской ментальности в галуте. Удивительно, как такая выдающаяся личность, как А.Б. Иошуа, не смог понять, что после исторического начала еврейской диаспоры состояние Эрец-Исраэль в результате разрушительной деятельности завоевателей было по сути не пригодным для жизни людей!
Вот как описывает это величайший еврейский ученый, каббалист, комментатор Торы и Талмуда рабби Моше Бен-Нахман ( 1194-1270 ), вошедший в еврейскую историю под именем РАМБАН ( Нахманид ). После открытого диспута в Барселоне ( 1263 г. ), в котором он имел «неосторожность» победить доминиканского монаха крещенного еврея Пабло, ему пришлось покинуть Испанию, спасаясь от гнева христианских фанатиков. После долгих скитаний РАМБАН прибыл в Эрец-Исраэль. Вот что он написал оставшейся в Испании семье:
«Трудно передать, что я переживаю при виде этой разрушенной и опустошённой земли. Чем больше святость места, тем больше оно пострадало…» Как сказано в Торе: «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами…,и будет земля ваша пуста, а города ваши будут руинами.» ( Левит, 26:32-34 ). Из истории алии нам известно, какие трудности переживали первые репатрианты, и если бы не еврейские богачи-меценаты, то еще неизвестно, когда бы удалось возродить еврейское государство!
Другой подход к оценке галута у религиозных идеологов. Одни считают, что изгнание еврейского народа из Эрец-Исраэль было Б-жественным наказанием за нарушение завета с Б-гом. Другие считают, что изгнание было единственным средством исполнения главной цели Творения –«создать Всевышнему обитель в нижнем из миров.» Т.е., религиозные авторитеты считают, что невозможно преобразовать мир, живя на Святой Земле. Эта миссия может быть исполнена только в галуте. Такой вывод, по моему мнению, далеко не бесспорен, и противоречит принципам иудаизма.
И уж совсем, мягко выражаясь, непонятным является мнение некоторых религиозных исследователей еврейской истории, которые считают, что галут был предопределен Всевышним для евреев с той целью, чтобы они могли лучше оценить преимущества наличия свободы. Эта идея основывается на психологическом принципе, гласящем, что внутренние силы души раскрываются через испытания. И об этом, якобы, и сказано в Торе: «И сказал Он Аврааму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.» ( Бытие, 15:13-14 ). Таким исследователям следовало бы еще раз обратиться к наследию МАХАРАЛа.
МАХАРАЛ – «Морейну ха-рав Лива», выдающийся еврейский религиозный философ рабби Иехуда Лев Бен-Бецалель ( 1525-1609 ), духовный вождь евреев Праги, легендарный создатель «Голема», «великий рабби Лива», впервые теоретически обосновал историческую неизбежность алии и возрождения еврейского государства. В своей книге «Нецах Исраэль» ( «Вечность Израиля» ) он утверждал, что внутренняя, имманентная сущность народа выражается в его цельности, в территориальной концентрации, в его независимости и сплоченности. Евреи, как народ, лишились этих свойств. И МАХАРАЛ приходит к выводу, что в самом явлении рассеяния таится неизбежность избавления, т.к. оно противоречит
основной сущности бытия народа. Т.е., галут – это противоестественное состояние
народа, «аль ти:ви»!
Это яркий пример блестящего философского разрешения противоречий! И жизнь подтвердила эти выводы МАХАРАЛа! Такова реальная суть галута, а не
пресловутый «личный выбор» или «раскрытие души испытанием»! Именно объективное понимание сути галута и позволяет правильно оценить особенности еврейской ментальности в галуте и выявление противоречий с ментальностью независимого государства. Начнем рассмотрение проблемы с национально-политической сферы.
Основной принцип демократического управления государством - разделение трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, был впервые разработан нашими мудрыми предками. Этот принцип был основой конституционного устройства еврейской государственности в период Объединенного Израильского Царства, и был впервые нарушен только в эпоху Хасмонейского Царства.
В 140 г. до н.э. Шимон Хасмоней, продолжавший развивать дело своих братьев Иуды Маккавея и Ионатана, созвал в Иерусалиме Великий Собор –«Кнессет Гдола», который утвердил его в качестве главы народа – этнарха, первосвященника и главнокомандующего. С того времени сан первосвященника переходил по наследству представителям дома Хасмонеев. Но в 104 г. до н.э. Иуда Аристобул, внук Шимона, провозгласил себя царем. Большая власть, как известно, портит человека. Не избежали этой участи и цари дома Хасмонеев. Царь уже не был «первым среди равных», хотя последние правители дома Хасмонеев всё же сильно отличались от абсолютных монархов, отстранивших народ от всякого участия в управлении страной.
Поэтому мудрецы Талмуда и закрепили в трактате «Пиркей Авот» этот принцип государственного устройства: «Есть три венца: венец Торы, венец священства и венец царства.» ( 4:17 ). «Венец Торы» - это судебная власть, «венец священства» -это исполнительная власть, и «венец царства» - это законодательная
власть.
В длительные годы галута евреи, потеряв свою государственность, жили
религиозной общиной и решали свои внутренние проблемы на основе Торы и Талмуда ( галахических постановлений ). Но в период Британского мандата, когда жизнь евреев в Палестине тоже была, по сути, еще галутом, уже стали зарождаться элементы самоуправления. Под влиянием сионистских идей в ишуве стали создаваться государственные структуры, что способствовало быстрому становлению еврейской государственности после провозглашения независимости.
В 20-х годах были заложены основы Национального очага. Первое выборное учреждение – Собрание депутатов ( «Асефат ха-Нивхарим» ), начало свою работу в октябре 1920 г. Оно избрало центральное руководство –Национальный комитет ( «Ваад леуми» ). В декабре 1920 г. был создан Гистадрут. Таким образом, уже в ишуве были созданы основы политического руководства ( Сохнут ), экономического руководства ( Гистадрут ), организационного руководства ( Собрание депутатов ) и др.
Но все эти положительные шаги таили в себе и отрицательные моменты.
Например, начальник Политического отдела Сохнута Моше Шарет стал первым министром иностранных дел, а затем и премьер-министром. И таких примеров было много. Т.е., фактически, в силу сложившихся объективных условий –особенностей возрождения еврейской государственности, в молодом еврейском
государстве не получилась реализация разделения трех структур власти – основы демократии.
Учредительное собрание объявило себя Кнессетом 1-го созыва, а принятие
Конституции было отложено из-за невозможности решения в то время ряда
важных проблем. А из-за отсутствия Конституции оказалось невозможным создание такой структуры судебной власти, как Конституционный Суд. В некотором образе аналогом его был созданный Высший Суд Справедливости –БАГАЦ, который по своей сути не смог заменить Конституционный Суд. А его деятельность вызывает многочисленные нарекания общественности. БАГАЦ вмешивается в работу Кнессета, правительства, БАГАЦ «строит» забор и т.д. И защищает справедливость, только неизвестно чью…Ведь справедливость – это категория субъективная!
Естественно, что такая ситуация в управлении государством негативно
сказывается на его состояние и развитии. Стоит отметить, что при роспуске Кнессета 16-го созыва его председатель г-н Реувен Ривлин назвал его самым плохим Кнессетом в истории Государства Израиля.
Такова суть противоречий между ментальностью галута и независимого
государства в национально-политической сфере. Т.е., это классическое философское противоречие между формой и содержанием! И для преодоления негативных противоречий новому содержанию должна соответствовать новая форма, о чем будет сказано ниже.
Серьезных изменений требует национально-религиозная сфера. Признавая очевидную истину, что Тора спасла евреев как народ в галуте, потому что евреи спасли Тору, следует понять, что пора уйти от галутных представлений, сформированных в средние века, так как в наше время произошли кардинальные изменения в жизни человечества вообще, и в жизни еврейского народа, в частности. Ведь учение иудаизма всегда было динамичным и прогрессивным, а сейчас оно превратилось стараниями современных религиозных авторитетов в догму и закостенело!
Мы живем в суверенном и независимом государстве, и у нас нет опасности,
что «Тора забудется в Исраэле.» ( «Пиркей Авот», Введение. ) Однако, изучение
еврейского духовного наследия – Торы, Талмуда, Каббалы и трудов еврейских ученых должно быть поднято на новый качественный уровень. Следует увязывать идеи и концепции иудаизма с современными достижениями науки как в гуманитарной области, так и в области естественных наук. Для устранения противоречий в ментальностях галута и независимого государства необходимо реформировать известное «Статус-кво».
Принципиальные основы взаимоотношений между религией и государством были сформулированы в «Соглашении Статус-кво». ( Письмо Д. Бен-Гуриона, Й. Л.
Фишмана и И. Гринбаума руководству «Аггудат Исраэль» от 15.06.1947 г. ) «Статус-кво» включало соблюдение религиозных законов субботы, кашрута, семьи ( национальность, брак, развод, рождение и смерть ) и сохранение религиозной системы образования, с которой связана проблема призыва на воинскую службу учащихся ультрарелигиозных иешив. Все положения «Статус-кво» были
закреплены законодательными актами Государства Израиля. Отметим, что религиозная молодежь ортодоксального направления обучается в эсдер-иешивах, в которых за 5-летний срок обучения учащиеся сочетают учёбу со службой в ЦАХАЛе. И это одни из лучших солдат нашей армии!
А как в независимом древнем еврейском государстве изучали Тору? Вот что сказано по этому поводу: «Раббан Гамлиэль, сын патриарха рабби Иехуды, поучал:
изучение Закона следует сочетать с производительным трудом. Всякое изучение
Закона, не сопровождающееся производительным трудом, в конце концов теряет значение и влечёт за собой грех…( Талмуд, трактат Пиркей Авот, 2:2 ).
А как в древние времена независимое еврейское государство защищало себя от врагов? Напомню, что высшие органы ШАС ( Совет мудрецов Торы ) и «Яхадут ха-Тора» ( Совет знатоков Торы ) должны выносить суждения о соответствии или не соответствии принципам Торы законодательных актов правительства страны.
Так давайте рассмотрим принципы Торы в отношении защиты Родины и изучения Торы. Ведь в Торе все предусмотрено! Вот как обстояло дело: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего…» «…пусть объявят народу так: «тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его; И тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идёт и возвращается в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его. И тот, кто обручился с женщиною и не взял её, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял её.» ( Второзаконие, 20:1-8 ).
В древние времена все выполняли заповеди Торы, каждый трудился на своем месте и брал оружие для защиты от врага! Итак, в годы независимого еврейского царства все защищали свою Родину, а изучение Торы не было профессией, ремеслом. Поэтому и изучали Тору в свободное от работы время и в субботу - день отдыха. В долгие годы галута евреи жили, как мы уже сказали, религиозной общиной, их не призывали в армии стран проживания, по крайней мере, до реформ Наполеона, а молодёжь, «чтобы Тора не забылась в Исраэле», училась в иешивах за счёт общины. О низкой идеологической и практической результативности такого обучения очень красноречиво говорит один факт из еврейской истории.
В Испании в 14 в. жил рабби Иосеф Явец – известный и очень популярный в те времена проповедник, автор книг «Хасдей ха-Шем» ( «Божьи милости» - об изгнании евреев и мессианских ожиданиях ), «Ор ха-Хаим» ( «Свет жизни» - о философских воззрениях испанских евреев ), комментариям к трактату «Поучения Отцов» и других книг. После изгнания из Испании он жил в Лиссабоне, на острове Сицилия, в Неаполе и Мантуе, где и умер в 1507 г.
Отвечая на вопрос, почему погибла диаспора Испании, рабби Иосеф Явец писал, что в Испании было много иешив, в которых училось большое число евреев. Их можно было разделить на три группы. Первые – это очень грамотные учащиеся, учившиеся по 6-7 лет у крупных раввинов. Они обогатили свои знания, но затем стали заниматься светскими науками или мирскими делами и отошли от Б-га. Вторые – это ученики, которые сохранили верность Учению, но посвятили всю
свою жизнь бесплодной схоластике. Они были настолько эрудированны и
блистали таким острым умом, что могли силой рассуждений доказать, «что
ритуально нечистое является чистым» и они гордились этим! И лишь немногие знали, что должны делать сыны Израиля. Но они только гордились своими знаниями, а не руководствовались в практической деятельности. И поэтому те немногие, которые серьезно занимались Учением, не смогли защитить свое поколение от бедствия.
К сожалению, и сейчас мы наблюдаем такое явление среди учащихся иешив..
Сейчас в нашей стране произошло извращённое совмещение двух систем ценностей – галута и независимой страны. Это противоречие, как уже было сказано, между диалектическими категориями формы и содержания. И оно должно быть
разрешено мирным эволюционным путём.
Противоречия в социально-экономической сфере обусловлены устаревшей формой профсоюзов – Гистадрутом с его анахронизмами – «коах адамом», «квиютом», «кабланутом» и т.п. Нельзя допускать, чтобы Гистадрут был удавкой на шее у государства, тем более если эту удавку держит в руках человек с «пещерным» мышлением!
Генеральная стратегия устранения противоречий между ментальностью
галута и независимой страны заключается в конституционном введении президентской формы правления страной, двух - палатного парламента, верхняя палата которого была бы законодательной и формировалась бы только из представителей титульной нации, т.е., евреев, а нижняя палата имела бы только совещательный голос и была бы подобна Кнессету; установление системы выборов по округам с правом отзыва депутатов; повышение электорального барьера, например, до 4 %, что устранило бы наследственную многопартийность; принятие новых законов о партиях, согласно которым прекращается финансирование партии, не прошедшей электоральный барьер и др.
Президент формирует кабинет министров из специалистов, который будет значительно эффективней работать, нежели министры-депутаты, которые держатся за свое кресло. Парламент, действуя на основе Конституции, принимает пакет законов, устраняющих напряжённость в обществе – это движение городского транспорта по выходным дням, всеобщая служба в армии, упразднение института пожизненного обучения в коллелях за счет налогоплательщиков, введение института гражданских браков и т.п.
Особо следует отметить, что с принятием Конституции возникнет возможность упразднения БАГАЦа, этого монстра, который защищает непонятно какую справедливость, и заменить его Конституционным Судом, который объективно может быть действительно справедливым!
Таким образом, для устранения противоречий между ментальностями галута и независимого государства необходимо применение целого ряда актов, заключающихся в конституционном реформировании многих сложившихся в галуте, в том числе и ишуве, политических, экономических, социальных и других структур с учётом особенностей национальной демократии, в основе которых лежит сохранение еврейского характера Государства Израиля!
Государство Израиля должно быть секулярным, демократическим, еврейским и правовым государством, в котором в силу особенностей, обусловленных уникальностью его возрождения, существуют особые взаимоотношения между религией и государством, составляющие основу плюралистического иудаизма. Это соответствует основной идее иудаизма, согласно
которой каждый человек – это уникальное и неповторимое творение, это соответствует идеалам еврейских пророков.
Для выполнения всех этих важных задач и следует реформировать систему управления государством как в политической, так и в социальной и экономической областях!
Председатель движения ШЕЛИ д-р Нахум Бен-Барух. Петах-Тиква.
Тел. 03-90-88-260. Пел. 050-676-96-04.
E-mail: nahunbenbaruh@gmail.com
социально-политический лексикон. Поэтому в словарях, которые мы привезли с собой, это слово не помещено. Попытаемся раскрыть смысл этого термина на основе учения иудаизма о душе.
Согласно учению иудаизма, человеческая душа – это цельная, неделимая и многоликая сущность, уникальная и неповторимая в том, что касается её особенностей. Душа как объект Творения представляет собой результат воздействия разнообразных сочетаний и комбинаций из 11 «сфирот» - атрибутов Б-жественного излучения. Так же, как и душа человека, её непостижимая сущность открывается другим лишь опосредовано, проявляя себя с помощью таких факторов, как разум и эмоции, так и сокровенная сущность Б-га, называемая «Эйн-Соф», проявляется в его Творениях через Б-жественное излучение – систему «сфирот», которая позволяет нам познать Б-га -Творца.
Система «сфирот» через свои наименования, отражающие интеллектуальные и эмоциональные особенности психики человека и его соматические данные, отображает различные варианты нравственно-психического статуса человека. С развитием генетики в учение о душе еврейские ученые внесли коррективы, согласно которым часть души человека определяется наследственным фактором, а другая часть – Б-жественного происхождения, закладываемая Б-гом в тело человека в момент рождения.
Современная наука доказала, что в окрестности дня рождения Солнечно-
Космическая активность влияет на формирования структур мозга. Таким образом, концепция формирования души человека, развитая в учении иудаизма о душе, и современная научная концепция полностью совпадают, за исключением источника излучения. Это позволяет нам на научном уровне рассматривать суть термина «ментальность», имеющего психологический смысл, на базе учения иудаизма, без привлечения научных терминов, на понятном простом языке.
Согласно учению иудаизма, душа в теле может изменяться относительно
первичного состояния, достигая в процессе жизни человека более высоких уровней.
Первая, низшая стадия человеческой души, называется «нефэш» или «животной» душой. Она входит в тело человека в момент его рождения и дает ему жизненную энергию, благодаря которой человек существует и продолжает свой род.
Следующий уровень души – «руах», пробуждается в человеке лишь тогда, когда ему удается путем обучения и воспитания возвыситься над своей чисто
животной сущностью.
Третий, важнейший уровень души – «нешама», достигается человеком тогда, когда он занимается Торой и выполнением заповедей. «Нешама» раскрывает
высшие способности восприятия человека.
Это учение о трёх уровнях души соответствует современным представлениям о структурах психики человека. Так, уровень «нефэш»
соответствует первой, «подсознательной» психической структуре. Достигнутый в процессе воспитания и обучения уровень «руах» соответствует второй, «сознательной» психической структуре. И, наконец, при оптимальном варианте социально-общественных институций в государстве, под влиянием общественного сознания – третьей «психической» структуры, душа может достигнуть уровня «нешама». Эта градация, в терминах психоанализа З. Фрейда, соответствует уровням «Оно», «Я» и «Сверх-Я».
Отсюда следует, что национальная ментальность формируется под влиянием общественного сознания, которое накладывается на особенности национального характера. Т.е., если этническая группа проживает в некоторой стране, то на её национальный характер, определяемый традициями, обычаями, привычками и т.п. своей страны, накладываются традиции, обычаи и привычки страны проживания. И в ходе такого наложения и формируется национальная ментальность.
Можно рассматривать три сферы человеческой общественной деятельности, в которых происходит формирование ментальности – национально-политической, национально-религиозной и социально-экономической. В этих трёх сферах мы и рассмотрим особенности еврейской ментальности в период существования еврейской государственности и её особенности в период галута, и выявим существующие между ними противоречия, которые особенно оказывают отрицательное воздействие на жизнь еврейского народа в период возрождённого независимого еврейского Государства Израиля.
История еврейского народа является уникальной в том смысле, что после длительного существования еврейской государственности, начиная с эпохи Объединенного Израильского Царства ( 1025 г. до н.э. ) и до поражения восстания иудеев против римлян под руководством Бар-Кохбы ( 135 г. н.э. ), т.е., около 12-ти столетий, наступил более длительный период жизни в галуте ( около 2-х тысячелетий ) – в изгнании, рассеянии, обусловленном потерей евреями своей государственности.
Изгнание, рассеяние ( «галут» - на иврите, «диаспора» - на греческом ) – это одна из уникальных особенностей существования еврейского народа, особенно в
эллинистический период, когда вследствие ассимиляции исчезали многие народы.
Грандиозные масштабы еврейского рассеяния не имеют исторических прецедентов.
Об этом свидетельствуют многочисленные исторические данные. Но мы для
доказательства этого факта приведем не сухие исторические данные, а рассуждения великого русского писателя И. Куприна из его повести «Жидовка».
Итак, И. Куприн писал:
« Удивительный, непостижимый еврейский народ, - что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, историческим бредом, далекой сказкой.
А этот таинственный народ, бывший уже патриархом в дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил
священный язык своих вдохновенных книг, сохранил свою мистическую азбуку, от
самого начертания которой веет тысячелетней давностью.
Что перенес он в дни своей юности? С кем торговал и заключал союзы, с кем воевал? Нигде не осталось и следа от его загадочных врагов, от этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов. А он, гибкий и бессмертный, живёт, точно выполняя чьё-то сверхъестественное предопределение. Его история проникнута трагическим ужасом и залита собственной кровью. Столетия пленений, насилие, ненависть, рабство, пытки, костры из человеческого мяса, изгнания и бесправие…Как мог он остаться в живых?»
Эти слова классика русской литературы особенно актуальны в наши дни, когда планируемые недальновидными политиками следующий этап отступления, называемый «односторонним размежеванием», якобы необходимым «для поддержания еврейского большинства в государстве», перейдёт «красную черту», за которой начнется необратимый процесс разрушения третьего независимого еврейского государства!
Но…Евреи выжили в рассеянии, несмотря на исключительно тяжёлые национально-социальные условия. Каковы же были причины интенсивного роста диаспоры, как географии стран рассеяния, так и численности еврейского населения в диаспоре? В еврейской истории рассматриваются как социально-исторические причины, так и религиозные. Можно отметить следующие основные социально-исторические причины.
1. Изгнание евреев из Эрец-Исраэль завоевателями.
2. Социально-политические причины, связанные с завоеваниями, и
религиозные притеснения.
3. Перспективы экономического расцвета в других странах на фоне обнищания Эрец-Исраэль, которые играли немаловажную роль.
3. Развитие прозелитизма, зародившегося в период 2-го Храма и
достигшего апогея в Римской империи в 1-ом в. н.э.
Нельзя согласиться с парадоксальной точкой зрения известного
израильского писателя и общественного деятеля А. Б. Иошуа, что «…диаспора не была навязана евреям другими народами, а являлась их личным выбором.» ( «Сионистская революция: есть ли у неё продолжение?» Журнал «Nota Bene». № 6. Декабрь 2004. Иерусалим, стр. 166. ) Его вывод, что «…римляне не изгоняли евреев из Израиля...» противоречит историческим данным. Достаточно сказать, что после жестокого подавления римлянами последнего восстания еврейского народа под руководством Бар-Кохбы в 135 г. н.э., около 2-х млн. евреев погибло, бежало и было изгнано из Эрец-Исраэль. Разве это «личный выбор»? А изгнание 10-ти израильских колен Ассирией в 720 г. до н.э. в рабство –это «личный выбор»? А изгнание иудеев –«Вавилонское пленение» в 586 г. до н.э. –это «личный выбор»? И только миграция евреев в средние века уже была не результатом изгнания из Эрец-Исраэль, а определялась арабскими завоевателями.
Другое дело, что изгнанники продолжали жить своей национальной общиной, сохраняя обычаи и традиции своих отцов. Поэтому именно период с 586 г. до н.э. считается историческим началом еврейской диаспоры или рассеяния, галута, т.е., наличия еврейских общин, сохраняющих свой национальный облик и культурное наследие за границей. Естественно, что в новых условиях жизни среди
других народов возникали с течением времени и новые обычаи и традиции. Это и определило особенности еврейской ментальности в галуте. Удивительно, как такая выдающаяся личность, как А.Б. Иошуа, не смог понять, что после исторического начала еврейской диаспоры состояние Эрец-Исраэль в результате разрушительной деятельности завоевателей было по сути не пригодным для жизни людей!
Вот как описывает это величайший еврейский ученый, каббалист, комментатор Торы и Талмуда рабби Моше Бен-Нахман ( 1194-1270 ), вошедший в еврейскую историю под именем РАМБАН ( Нахманид ). После открытого диспута в Барселоне ( 1263 г. ), в котором он имел «неосторожность» победить доминиканского монаха крещенного еврея Пабло, ему пришлось покинуть Испанию, спасаясь от гнева христианских фанатиков. После долгих скитаний РАМБАН прибыл в Эрец-Исраэль. Вот что он написал оставшейся в Испании семье:
«Трудно передать, что я переживаю при виде этой разрушенной и опустошённой земли. Чем больше святость места, тем больше оно пострадало…» Как сказано в Торе: «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами…,и будет земля ваша пуста, а города ваши будут руинами.» ( Левит, 26:32-34 ). Из истории алии нам известно, какие трудности переживали первые репатрианты, и если бы не еврейские богачи-меценаты, то еще неизвестно, когда бы удалось возродить еврейское государство!
Другой подход к оценке галута у религиозных идеологов. Одни считают, что изгнание еврейского народа из Эрец-Исраэль было Б-жественным наказанием за нарушение завета с Б-гом. Другие считают, что изгнание было единственным средством исполнения главной цели Творения –«создать Всевышнему обитель в нижнем из миров.» Т.е., религиозные авторитеты считают, что невозможно преобразовать мир, живя на Святой Земле. Эта миссия может быть исполнена только в галуте. Такой вывод, по моему мнению, далеко не бесспорен, и противоречит принципам иудаизма.
И уж совсем, мягко выражаясь, непонятным является мнение некоторых религиозных исследователей еврейской истории, которые считают, что галут был предопределен Всевышним для евреев с той целью, чтобы они могли лучше оценить преимущества наличия свободы. Эта идея основывается на психологическом принципе, гласящем, что внутренние силы души раскрываются через испытания. И об этом, якобы, и сказано в Торе: «И сказал Он Аврааму: знай, что пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.» ( Бытие, 15:13-14 ). Таким исследователям следовало бы еще раз обратиться к наследию МАХАРАЛа.
МАХАРАЛ – «Морейну ха-рав Лива», выдающийся еврейский религиозный философ рабби Иехуда Лев Бен-Бецалель ( 1525-1609 ), духовный вождь евреев Праги, легендарный создатель «Голема», «великий рабби Лива», впервые теоретически обосновал историческую неизбежность алии и возрождения еврейского государства. В своей книге «Нецах Исраэль» ( «Вечность Израиля» ) он утверждал, что внутренняя, имманентная сущность народа выражается в его цельности, в территориальной концентрации, в его независимости и сплоченности. Евреи, как народ, лишились этих свойств. И МАХАРАЛ приходит к выводу, что в самом явлении рассеяния таится неизбежность избавления, т.к. оно противоречит
основной сущности бытия народа. Т.е., галут – это противоестественное состояние
народа, «аль ти:ви»!
Это яркий пример блестящего философского разрешения противоречий! И жизнь подтвердила эти выводы МАХАРАЛа! Такова реальная суть галута, а не
пресловутый «личный выбор» или «раскрытие души испытанием»! Именно объективное понимание сути галута и позволяет правильно оценить особенности еврейской ментальности в галуте и выявление противоречий с ментальностью независимого государства. Начнем рассмотрение проблемы с национально-политической сферы.
Основной принцип демократического управления государством - разделение трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, был впервые разработан нашими мудрыми предками. Этот принцип был основой конституционного устройства еврейской государственности в период Объединенного Израильского Царства, и был впервые нарушен только в эпоху Хасмонейского Царства.
В 140 г. до н.э. Шимон Хасмоней, продолжавший развивать дело своих братьев Иуды Маккавея и Ионатана, созвал в Иерусалиме Великий Собор –«Кнессет Гдола», который утвердил его в качестве главы народа – этнарха, первосвященника и главнокомандующего. С того времени сан первосвященника переходил по наследству представителям дома Хасмонеев. Но в 104 г. до н.э. Иуда Аристобул, внук Шимона, провозгласил себя царем. Большая власть, как известно, портит человека. Не избежали этой участи и цари дома Хасмонеев. Царь уже не был «первым среди равных», хотя последние правители дома Хасмонеев всё же сильно отличались от абсолютных монархов, отстранивших народ от всякого участия в управлении страной.
Поэтому мудрецы Талмуда и закрепили в трактате «Пиркей Авот» этот принцип государственного устройства: «Есть три венца: венец Торы, венец священства и венец царства.» ( 4:17 ). «Венец Торы» - это судебная власть, «венец священства» -это исполнительная власть, и «венец царства» - это законодательная
власть.
В длительные годы галута евреи, потеряв свою государственность, жили
религиозной общиной и решали свои внутренние проблемы на основе Торы и Талмуда ( галахических постановлений ). Но в период Британского мандата, когда жизнь евреев в Палестине тоже была, по сути, еще галутом, уже стали зарождаться элементы самоуправления. Под влиянием сионистских идей в ишуве стали создаваться государственные структуры, что способствовало быстрому становлению еврейской государственности после провозглашения независимости.
В 20-х годах были заложены основы Национального очага. Первое выборное учреждение – Собрание депутатов ( «Асефат ха-Нивхарим» ), начало свою работу в октябре 1920 г. Оно избрало центральное руководство –Национальный комитет ( «Ваад леуми» ). В декабре 1920 г. был создан Гистадрут. Таким образом, уже в ишуве были созданы основы политического руководства ( Сохнут ), экономического руководства ( Гистадрут ), организационного руководства ( Собрание депутатов ) и др.
Но все эти положительные шаги таили в себе и отрицательные моменты.
Например, начальник Политического отдела Сохнута Моше Шарет стал первым министром иностранных дел, а затем и премьер-министром. И таких примеров было много. Т.е., фактически, в силу сложившихся объективных условий –особенностей возрождения еврейской государственности, в молодом еврейском
государстве не получилась реализация разделения трех структур власти – основы демократии.
Учредительное собрание объявило себя Кнессетом 1-го созыва, а принятие
Конституции было отложено из-за невозможности решения в то время ряда
важных проблем. А из-за отсутствия Конституции оказалось невозможным создание такой структуры судебной власти, как Конституционный Суд. В некотором образе аналогом его был созданный Высший Суд Справедливости –БАГАЦ, который по своей сути не смог заменить Конституционный Суд. А его деятельность вызывает многочисленные нарекания общественности. БАГАЦ вмешивается в работу Кнессета, правительства, БАГАЦ «строит» забор и т.д. И защищает справедливость, только неизвестно чью…Ведь справедливость – это категория субъективная!
Естественно, что такая ситуация в управлении государством негативно
сказывается на его состояние и развитии. Стоит отметить, что при роспуске Кнессета 16-го созыва его председатель г-н Реувен Ривлин назвал его самым плохим Кнессетом в истории Государства Израиля.
Такова суть противоречий между ментальностью галута и независимого
государства в национально-политической сфере. Т.е., это классическое философское противоречие между формой и содержанием! И для преодоления негативных противоречий новому содержанию должна соответствовать новая форма, о чем будет сказано ниже.
Серьезных изменений требует национально-религиозная сфера. Признавая очевидную истину, что Тора спасла евреев как народ в галуте, потому что евреи спасли Тору, следует понять, что пора уйти от галутных представлений, сформированных в средние века, так как в наше время произошли кардинальные изменения в жизни человечества вообще, и в жизни еврейского народа, в частности. Ведь учение иудаизма всегда было динамичным и прогрессивным, а сейчас оно превратилось стараниями современных религиозных авторитетов в догму и закостенело!
Мы живем в суверенном и независимом государстве, и у нас нет опасности,
что «Тора забудется в Исраэле.» ( «Пиркей Авот», Введение. ) Однако, изучение
еврейского духовного наследия – Торы, Талмуда, Каббалы и трудов еврейских ученых должно быть поднято на новый качественный уровень. Следует увязывать идеи и концепции иудаизма с современными достижениями науки как в гуманитарной области, так и в области естественных наук. Для устранения противоречий в ментальностях галута и независимого государства необходимо реформировать известное «Статус-кво».
Принципиальные основы взаимоотношений между религией и государством были сформулированы в «Соглашении Статус-кво». ( Письмо Д. Бен-Гуриона, Й. Л.
Фишмана и И. Гринбаума руководству «Аггудат Исраэль» от 15.06.1947 г. ) «Статус-кво» включало соблюдение религиозных законов субботы, кашрута, семьи ( национальность, брак, развод, рождение и смерть ) и сохранение религиозной системы образования, с которой связана проблема призыва на воинскую службу учащихся ультрарелигиозных иешив. Все положения «Статус-кво» были
закреплены законодательными актами Государства Израиля. Отметим, что религиозная молодежь ортодоксального направления обучается в эсдер-иешивах, в которых за 5-летний срок обучения учащиеся сочетают учёбу со службой в ЦАХАЛе. И это одни из лучших солдат нашей армии!
А как в независимом древнем еврейском государстве изучали Тору? Вот что сказано по этому поводу: «Раббан Гамлиэль, сын патриарха рабби Иехуды, поучал:
изучение Закона следует сочетать с производительным трудом. Всякое изучение
Закона, не сопровождающееся производительным трудом, в конце концов теряет значение и влечёт за собой грех…( Талмуд, трактат Пиркей Авот, 2:2 ).
А как в древние времена независимое еврейское государство защищало себя от врагов? Напомню, что высшие органы ШАС ( Совет мудрецов Торы ) и «Яхадут ха-Тора» ( Совет знатоков Торы ) должны выносить суждения о соответствии или не соответствии принципам Торы законодательных актов правительства страны.
Так давайте рассмотрим принципы Торы в отношении защиты Родины и изучения Торы. Ведь в Торе все предусмотрено! Вот как обстояло дело: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего…» «…пусть объявят народу так: «тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не обновил его; И тот, кто насадил виноградник и не почал его, пусть идёт и возвращается в дом свой, чтобы не умер он на войне и другой не почал его. И тот, кто обручился с женщиною и не взял её, пусть идёт и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне и кто-нибудь другой не взял её.» ( Второзаконие, 20:1-8 ).
В древние времена все выполняли заповеди Торы, каждый трудился на своем месте и брал оружие для защиты от врага! Итак, в годы независимого еврейского царства все защищали свою Родину, а изучение Торы не было профессией, ремеслом. Поэтому и изучали Тору в свободное от работы время и в субботу - день отдыха. В долгие годы галута евреи жили, как мы уже сказали, религиозной общиной, их не призывали в армии стран проживания, по крайней мере, до реформ Наполеона, а молодёжь, «чтобы Тора не забылась в Исраэле», училась в иешивах за счёт общины. О низкой идеологической и практической результативности такого обучения очень красноречиво говорит один факт из еврейской истории.
В Испании в 14 в. жил рабби Иосеф Явец – известный и очень популярный в те времена проповедник, автор книг «Хасдей ха-Шем» ( «Божьи милости» - об изгнании евреев и мессианских ожиданиях ), «Ор ха-Хаим» ( «Свет жизни» - о философских воззрениях испанских евреев ), комментариям к трактату «Поучения Отцов» и других книг. После изгнания из Испании он жил в Лиссабоне, на острове Сицилия, в Неаполе и Мантуе, где и умер в 1507 г.
Отвечая на вопрос, почему погибла диаспора Испании, рабби Иосеф Явец писал, что в Испании было много иешив, в которых училось большое число евреев. Их можно было разделить на три группы. Первые – это очень грамотные учащиеся, учившиеся по 6-7 лет у крупных раввинов. Они обогатили свои знания, но затем стали заниматься светскими науками или мирскими делами и отошли от Б-га. Вторые – это ученики, которые сохранили верность Учению, но посвятили всю
свою жизнь бесплодной схоластике. Они были настолько эрудированны и
блистали таким острым умом, что могли силой рассуждений доказать, «что
ритуально нечистое является чистым» и они гордились этим! И лишь немногие знали, что должны делать сыны Израиля. Но они только гордились своими знаниями, а не руководствовались в практической деятельности. И поэтому те немногие, которые серьезно занимались Учением, не смогли защитить свое поколение от бедствия.
К сожалению, и сейчас мы наблюдаем такое явление среди учащихся иешив..
Сейчас в нашей стране произошло извращённое совмещение двух систем ценностей – галута и независимой страны. Это противоречие, как уже было сказано, между диалектическими категориями формы и содержания. И оно должно быть
разрешено мирным эволюционным путём.
Противоречия в социально-экономической сфере обусловлены устаревшей формой профсоюзов – Гистадрутом с его анахронизмами – «коах адамом», «квиютом», «кабланутом» и т.п. Нельзя допускать, чтобы Гистадрут был удавкой на шее у государства, тем более если эту удавку держит в руках человек с «пещерным» мышлением!
Генеральная стратегия устранения противоречий между ментальностью
галута и независимой страны заключается в конституционном введении президентской формы правления страной, двух - палатного парламента, верхняя палата которого была бы законодательной и формировалась бы только из представителей титульной нации, т.е., евреев, а нижняя палата имела бы только совещательный голос и была бы подобна Кнессету; установление системы выборов по округам с правом отзыва депутатов; повышение электорального барьера, например, до 4 %, что устранило бы наследственную многопартийность; принятие новых законов о партиях, согласно которым прекращается финансирование партии, не прошедшей электоральный барьер и др.
Президент формирует кабинет министров из специалистов, который будет значительно эффективней работать, нежели министры-депутаты, которые держатся за свое кресло. Парламент, действуя на основе Конституции, принимает пакет законов, устраняющих напряжённость в обществе – это движение городского транспорта по выходным дням, всеобщая служба в армии, упразднение института пожизненного обучения в коллелях за счет налогоплательщиков, введение института гражданских браков и т.п.
Особо следует отметить, что с принятием Конституции возникнет возможность упразднения БАГАЦа, этого монстра, который защищает непонятно какую справедливость, и заменить его Конституционным Судом, который объективно может быть действительно справедливым!
Таким образом, для устранения противоречий между ментальностями галута и независимого государства необходимо применение целого ряда актов, заключающихся в конституционном реформировании многих сложившихся в галуте, в том числе и ишуве, политических, экономических, социальных и других структур с учётом особенностей национальной демократии, в основе которых лежит сохранение еврейского характера Государства Израиля!
Государство Израиля должно быть секулярным, демократическим, еврейским и правовым государством, в котором в силу особенностей, обусловленных уникальностью его возрождения, существуют особые взаимоотношения между религией и государством, составляющие основу плюралистического иудаизма. Это соответствует основной идее иудаизма, согласно
которой каждый человек – это уникальное и неповторимое творение, это соответствует идеалам еврейских пророков.
Для выполнения всех этих важных задач и следует реформировать систему управления государством как в политической, так и в социальной и экономической областях!
Председатель движения ШЕЛИ д-р Нахум Бен-Барух. Петах-Тиква.
Тел. 03-90-88-260. Пел. 050-676-96-04.
E-mail: nahunbenbaruh@gmail.com