2012-10-11 13:03:30
Израильский город Ришон-ле-Цион очень тесно связан с Кременчугом корнями, точнее с именем Залмана Давида Левонтина. Именно он был в Кременчуге руководителем еврейского движения «Ховевей-цион», который со своими единомышленниками еще в 1882 году выехал в Палестину.
За огромное количество золота (сумму в украинском эквиваленте никто не знает) бывшие кременчужане приобрели 334 гектара земли и основали поселение под названием Ришон-ле-Цион. Залман Левонтин возглавил первый административный совет этого поселения, которое в наше время стало городом и находится в 8 км от Тель-Авива. Основателей этого поселения, молодых сионистов из Кременчуга, в Палестине назвали «билуйцами». Их лозунгом был: «Сыны Яакова, поднимайтесь и идите!» Аббревиатурой этого призыва в ивритском написании является слово «билу» (отсюда — «билуйцы»). Дополнительную финансовую помощь еврейским кременчужанам оказал также барон Эдмонд де Ротшильд… В этом «кременчугском» израильском городе в 1882 году поэт Герц Имбер написал стихотворение, которое было положено на музыку поселенцем Самуэлем Коэном. Эта песня, названная «Атиква» («Надежда»), стала гимном будущего еврейского государства…
Вернемся опять в Кременчуг. В 1897 году в нем проживало около 30 тысяч евреев (47% всего населения). В Кременчуге было 60 синагог (немного больше, чем православных храмов). В Кременчуге родился сионистский деятель И.Члепов. В 1910 году в Кременчуге были талмуд-тора и 9 еврейских училищ. Во время первой мировой воины сюда переехали иешива из Любавичей, а также Слободская иешива. (Иешива или ешибот — это религиозное высшее учебное заведение для изучения главным образом Талмуда). В 1919 году, когда Кременчуг занимали банды атамана Григорьева и Добровольческая армия генерала Деникина, в городе происходили еврейские погромы. От войск Симона Петлюры еврейской общине удалось откупиться 1,5 миллионами рублей…
Бывший кременчужанин Залман Левонтин, умерший в 1940 году, оставил воспоминания «В страну наших отцов», в которых он особо отмечал, что сам Теодор Герцль предлагал ему в свое время занять пост одного из директоров Еврейского колониального банка в Лондоне. А еще в 1903 году Всемирная сионистская организация поручила ему основать в Эрец-Израэль банк, который был назван Англо-Палестинской компанией (позднее — Англо-Палестинский банк, ныне — Банк Леумми ле-Израэль)…
Если все это проанализировать и, зная идею Левонтина о заселении Палестины в то время только состоятельными и очень богатыми евреями Кременчуга, то денег и золота вокруг Левонтина крутилось предостаточно. К этому надо добавить, что и родился он в богатой хасидской семье (родители были из Орши)… Почему же сейчас бытуют стереотипные утверждения, что в те времена евреи были нищими и страдальцами как герои произведений Шолом-Алейхема?..
Все вышеприведенные сведения взяты из книги Рут Сэмюэлса «По тропам еврейской истории», изданной в 1991 году Московской религиозной еврейской общиной… Все это в данной статье просто большое предисловие.
Как-то в редакцию газеты «Набат» зашел необычный человек по имени Аркадий и передал для ознакомления небольшую рукопись. Фамилию свою он категорически назвать отказался и заявил: «Если у кого-нибудь возникнут вопросы, то я при согласии редакции присылать на ее адрес письма с вопросами, отвечу или на страницах газеты, или индивидуально…».
Что же рассказал Аркадий в своей рукописи и вообще в беседе с корреспондентом?..
Он бывший житель Кременчуга и в свое время по той истории, которую сейчас расскажет, обращался к кременчугским экс-мэрам Леониду Белану и Ивану Пономаренко… Родился Аркадий в год смерти Сталина, в 1953 году. Через некоторое время в том же году вернулся домой из одного из многочисленных лагерей ГУЛАГа его дед Денис, российский дворянин и бывший офицер царской армии. Дед долгое время работал над рукописью своих мемуаров, где пытался описать и осмыслить свою интересную и многострадальную жизнь… Как-то в узком семейном кругу дед рассказал, что в ГУЛАГовском лагере он сидел с одним из кременчугских евреев, с которым и подружился. Когда Лаврентий Павлович Берия подписал «вольную» деду Денису, то этот еврей доверил своему лагерному другу, как рассказывает Аркадий, «великую тайну еврейского золота, запрятанного в 1918-1919 г.г. в подземных ходах возле культовых сооружений в еврейской выкупленной части города Кременчуга». Кто это был из Кременчуга, как была фамилия того еврея, сейчас установить уже невозможно, так как, утверждает Аркадий, рукопись воспоминаний деда пропала… Но, как рассказывает та же книга «По тропам еврейской истории», кременчугская Любавичская иешива, действовавшая с начала 1920-х годов подпольно, была в 1930-х годах ликвидирована чекистами из НКВД. Вполне возможно, что тот загадочный кременчугский еврей был как раз осужден по делу этой иешивы. Справедливости ради отметим тот факт, что в чекистской форме в то время ходило также много евреев. Евреи сажали евреев. Начальником Главного Управления концентрационными лагерями и ссыльными пунктами НКВД был Яков Берман, его заместителем — Самуил Фирин, начальником концлагерей в Карелии — Самуил Коган, начальником ГПУ Советской Украины — С.Кацнельсон, начальником концлагерей Северной области — Финкельштейн. С именем этих «героев» ГУЛАГа можно познакомиться в документальном «Архипелаге ГУЛАГ» Александра Солженицына…
…Но вернемся к нашему кременчугскому повествованию. Рассказчик Аркадий утверждает, что в Кременчуг на жительство он приехал в 1968 году специально, чтобы разобраться с этими подземными ходами и кладом, как он утверждает, в 578 кг золота (золотых изделий-ценностей). Эти ценности якобы были спрятаны в 1918-1919 годах во время еврейских погромов и их угроз при Григорьеве, Деникине и Петлюре… Аркадий поступил учиться в один из кременчугских техникумов, затем работал на заводах, а в свободное время пытался заниматься изысканиями, хотя все культовые здания были разбиты в руины при освобождении Кременчуга в 1943 году. Тем не менее, кое-какие сведения он собрал и даже об этом написал заявление в горисполком и обращался в еврейское общество «Лехаим» к его председателю Анатолию Петровецкому. Последний этим сообщением был просто поражен. Далее Аркадий говорит, что в горисполкоме о его заявлении забыли, Петровецкий уехал в Израиль, кстати, в город, основанный кременчужанином Залманом Левонтином, — Ришон-ле-Цион…
Аркадий заявляет, что у города — пустая казна, раскопками никто не желает заниматься. Тем не менее, он уже выявил два подземных хода в центре города и знает их направление, то есть куда и в какую сторону они тянутся… Вот и вся эта правдоподобная, но тем не менее, фантастическая история о тайне еврейского золота, спрятанного в начале прошлого века во время погромов.
Р.S. Ко всему этому добавим, что на территории Кременчуга практически никогда не производились археологические раскопки, а о кладе, найденном во время реконструкции и строительных работ на бульваре Пушкина 20 лет назад, говорил весь город и об этом кладе тогда писали все городские газеты.
Газета "Набат" г.Кременчуг 20.02.2009г.
автор: Алексей Сергиевский
За огромное количество золота (сумму в украинском эквиваленте никто не знает) бывшие кременчужане приобрели 334 гектара земли и основали поселение под названием Ришон-ле-Цион. Залман Левонтин возглавил первый административный совет этого поселения, которое в наше время стало городом и находится в 8 км от Тель-Авива. Основателей этого поселения, молодых сионистов из Кременчуга, в Палестине назвали «билуйцами». Их лозунгом был: «Сыны Яакова, поднимайтесь и идите!» Аббревиатурой этого призыва в ивритском написании является слово «билу» (отсюда — «билуйцы»). Дополнительную финансовую помощь еврейским кременчужанам оказал также барон Эдмонд де Ротшильд… В этом «кременчугском» израильском городе в 1882 году поэт Герц Имбер написал стихотворение, которое было положено на музыку поселенцем Самуэлем Коэном. Эта песня, названная «Атиква» («Надежда»), стала гимном будущего еврейского государства…
Вернемся опять в Кременчуг. В 1897 году в нем проживало около 30 тысяч евреев (47% всего населения). В Кременчуге было 60 синагог (немного больше, чем православных храмов). В Кременчуге родился сионистский деятель И.Члепов. В 1910 году в Кременчуге были талмуд-тора и 9 еврейских училищ. Во время первой мировой воины сюда переехали иешива из Любавичей, а также Слободская иешива. (Иешива или ешибот — это религиозное высшее учебное заведение для изучения главным образом Талмуда). В 1919 году, когда Кременчуг занимали банды атамана Григорьева и Добровольческая армия генерала Деникина, в городе происходили еврейские погромы. От войск Симона Петлюры еврейской общине удалось откупиться 1,5 миллионами рублей…
Бывший кременчужанин Залман Левонтин, умерший в 1940 году, оставил воспоминания «В страну наших отцов», в которых он особо отмечал, что сам Теодор Герцль предлагал ему в свое время занять пост одного из директоров Еврейского колониального банка в Лондоне. А еще в 1903 году Всемирная сионистская организация поручила ему основать в Эрец-Израэль банк, который был назван Англо-Палестинской компанией (позднее — Англо-Палестинский банк, ныне — Банк Леумми ле-Израэль)…
Если все это проанализировать и, зная идею Левонтина о заселении Палестины в то время только состоятельными и очень богатыми евреями Кременчуга, то денег и золота вокруг Левонтина крутилось предостаточно. К этому надо добавить, что и родился он в богатой хасидской семье (родители были из Орши)… Почему же сейчас бытуют стереотипные утверждения, что в те времена евреи были нищими и страдальцами как герои произведений Шолом-Алейхема?..
Все вышеприведенные сведения взяты из книги Рут Сэмюэлса «По тропам еврейской истории», изданной в 1991 году Московской религиозной еврейской общиной… Все это в данной статье просто большое предисловие.
Как-то в редакцию газеты «Набат» зашел необычный человек по имени Аркадий и передал для ознакомления небольшую рукопись. Фамилию свою он категорически назвать отказался и заявил: «Если у кого-нибудь возникнут вопросы, то я при согласии редакции присылать на ее адрес письма с вопросами, отвечу или на страницах газеты, или индивидуально…».
Что же рассказал Аркадий в своей рукописи и вообще в беседе с корреспондентом?..
Он бывший житель Кременчуга и в свое время по той истории, которую сейчас расскажет, обращался к кременчугским экс-мэрам Леониду Белану и Ивану Пономаренко… Родился Аркадий в год смерти Сталина, в 1953 году. Через некоторое время в том же году вернулся домой из одного из многочисленных лагерей ГУЛАГа его дед Денис, российский дворянин и бывший офицер царской армии. Дед долгое время работал над рукописью своих мемуаров, где пытался описать и осмыслить свою интересную и многострадальную жизнь… Как-то в узком семейном кругу дед рассказал, что в ГУЛАГовском лагере он сидел с одним из кременчугских евреев, с которым и подружился. Когда Лаврентий Павлович Берия подписал «вольную» деду Денису, то этот еврей доверил своему лагерному другу, как рассказывает Аркадий, «великую тайну еврейского золота, запрятанного в 1918-1919 г.г. в подземных ходах возле культовых сооружений в еврейской выкупленной части города Кременчуга». Кто это был из Кременчуга, как была фамилия того еврея, сейчас установить уже невозможно, так как, утверждает Аркадий, рукопись воспоминаний деда пропала… Но, как рассказывает та же книга «По тропам еврейской истории», кременчугская Любавичская иешива, действовавшая с начала 1920-х годов подпольно, была в 1930-х годах ликвидирована чекистами из НКВД. Вполне возможно, что тот загадочный кременчугский еврей был как раз осужден по делу этой иешивы. Справедливости ради отметим тот факт, что в чекистской форме в то время ходило также много евреев. Евреи сажали евреев. Начальником Главного Управления концентрационными лагерями и ссыльными пунктами НКВД был Яков Берман, его заместителем — Самуил Фирин, начальником концлагерей в Карелии — Самуил Коган, начальником ГПУ Советской Украины — С.Кацнельсон, начальником концлагерей Северной области — Финкельштейн. С именем этих «героев» ГУЛАГа можно познакомиться в документальном «Архипелаге ГУЛАГ» Александра Солженицына…
…Но вернемся к нашему кременчугскому повествованию. Рассказчик Аркадий утверждает, что в Кременчуг на жительство он приехал в 1968 году специально, чтобы разобраться с этими подземными ходами и кладом, как он утверждает, в 578 кг золота (золотых изделий-ценностей). Эти ценности якобы были спрятаны в 1918-1919 годах во время еврейских погромов и их угроз при Григорьеве, Деникине и Петлюре… Аркадий поступил учиться в один из кременчугских техникумов, затем работал на заводах, а в свободное время пытался заниматься изысканиями, хотя все культовые здания были разбиты в руины при освобождении Кременчуга в 1943 году. Тем не менее, кое-какие сведения он собрал и даже об этом написал заявление в горисполком и обращался в еврейское общество «Лехаим» к его председателю Анатолию Петровецкому. Последний этим сообщением был просто поражен. Далее Аркадий говорит, что в горисполкоме о его заявлении забыли, Петровецкий уехал в Израиль, кстати, в город, основанный кременчужанином Залманом Левонтином, — Ришон-ле-Цион…
Аркадий заявляет, что у города — пустая казна, раскопками никто не желает заниматься. Тем не менее, он уже выявил два подземных хода в центре города и знает их направление, то есть куда и в какую сторону они тянутся… Вот и вся эта правдоподобная, но тем не менее, фантастическая история о тайне еврейского золота, спрятанного в начале прошлого века во время погромов.
Р.S. Ко всему этому добавим, что на территории Кременчуга практически никогда не производились археологические раскопки, а о кладе, найденном во время реконструкции и строительных работ на бульваре Пушкина 20 лет назад, говорил весь город и об этом кладе тогда писали все городские газеты.
Газета "Набат" г.Кременчуг 20.02.2009г.
автор: Алексей Сергиевский